Ближайший seo-курс: по согласованию (Минск, РБ). Звоните +375 29 6534071

Home » Статьи по менеджменту » Цена — что это? Сущность цены и ее функции

Цена — что это? Сущность цены и ее функции

Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара, работы, услуги. Стоимость измеряется общественно необходимыми затратами на ее производство. Цена является важнейшей рыночной категорией, через которую происходит саморегулирование рынка.

В рыночной экономике цена выполняет следующие функции.

1) Уравновешивающая функция цены — заключается в обеспечении равновесия между объемом спроса и предложения на рынке.

  • Спрос представляет собой желание и способность населения и предприятий покупать товары, работы, услуги.
  • Объем спроса — это количество товаров, ресурсов, которое потребители в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

Как правило, покупатели покупают больше товара по низкой цене и меньше, если цена повышается (при прочих равных условиях).

Зависимость между спросом и ценой получила название «Закона спроса». Эта кривая отражает зависимость объема спроса от цены:

График закона спроса

Предложение — это желание продавцов (предприятий, предпринимателей) продать товары, ресурсы на рынке.

Объем предложения — это количество товара, которое все продавцы в состоянии реализовать на рынке по данной цене; чем больше цена товара на рынке, тем продавцу выгоднее увеличивать выпуск продукции и поставку ее на рынок.

Зависимость между ценой и предложением получила название «Закона предложения».

Эта кривая отражает зависимость предложения от цены:

График закона предложения

На рисунке: кривая «закона предложения». Графики статьи предоставлены консалтинговым порталом https://kr.by

На рынке действует экономический закон цен.

  • Если объем предложения меньше объема спроса, то недостаток предложения приведет к увеличению цены.
  • Если объем предложения превышает спрос, цены снижаются.

Постепенно на данный вид продукции устанавливается равновесная рыночная цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей. В результате цена способствует устранению излишков и дефицита товаров, услуг на рынке.

2) Распределительная функция цены — через цену регулируется распределение ресурсов между отраслями и сферами производства.

  • Если спрос на товар выше предложения, то цена на товар повышается, и производители товара могут иметь дополнительную прибыль.

Это будет привлекать в отрасль, производящую прибыльный товар, других производителей и дополнительные ресурсы из тех отраслей, где прибыль ниже.

  • Затем рынок насыщается данными товарами, цены и прибыль на них падают, а ресурсы перетекают в другие, более прибыльные, отрасли.

Это и есть механизм регулирования пропорции производства, действующий через закон цен.

3) Информационная функция цены — проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства.

4) Стимулирующая функция цены — проявляется в экономической заинтересованности предприятий.

Производитель товара вынужден продавать свой товар по установившейся рыночной цене.

  • Если себестоимость данного товара гораздо меньше в сравнении с рыночной ценой, то производитель может получить дополнительную прибыль.
  • Если же себестоимость данного товара приближается к рыночной цене или даже превышает ее, то производитель либо получит малую прибыль, либо потерпит убыток.

Вот почему производитель заинтересован в снижении издержек производства путем повышения производительности труда, развитии инновационной деятельности. Кроме того, в развитой рыночной экономике высокая конкуренция вынуждает производителя не только снижать себестоимость, но одновременно повышать качество, дизайн, сервисное обслуживание;

5) Функция обеспечения доходности производителя — предприятие стремится установить такую цену на свою продукцию, при которой можно получить максимально возможный доход и прибыль при оптимальном выпуске продукции.

Основой формирования цены является не только себестоимость данного товара, но и оптимальная прибыль, позволяющая предприятию осуществлять расширение производства и материальное стимулирование собственника и трудового коллектива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.