Цена — что это? Сущность цены и ее функции
- Дмитрий Разахацкий
- Июл, 31, 2016
- Статьи по менеджменту
- No Comments.
Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара, работы, услуги. Стоимость измеряется общественно необходимыми затратами на ее производство. Цена является важнейшей рыночной категорией, через которую происходит саморегулирование рынка.
В рыночной экономике цена выполняет следующие функции.
1) Уравновешивающая функция цены — заключается в обеспечении равновесия между объемом спроса и предложения на рынке.
- Спрос представляет собой желание и способность населения и предприятий покупать товары, работы, услуги.
- Объем спроса — это количество товаров, ресурсов, которое потребители в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.
Как правило, покупатели покупают больше товара по низкой цене и меньше, если цена повышается (при прочих равных условиях).
Зависимость между спросом и ценой получила название «Закона спроса». Эта кривая отражает зависимость объема спроса от цены:
Предложение — это желание продавцов (предприятий, предпринимателей) продать товары, ресурсы на рынке.
Объем предложения — это количество товара, которое все продавцы в состоянии реализовать на рынке по данной цене; чем больше цена товара на рынке, тем продавцу выгоднее увеличивать выпуск продукции и поставку ее на рынок.
Зависимость между ценой и предложением получила название «Закона предложения».
Эта кривая отражает зависимость предложения от цены:
На рынке действует экономический закон цен.
- Если объем предложения меньше объема спроса, то недостаток предложения приведет к увеличению цены.
- Если объем предложения превышает спрос, цены снижаются.
Постепенно на данный вид продукции устанавливается равновесная рыночная цена, которая устраивает и продавцов, и покупателей. В результате цена способствует устранению излишков и дефицита товаров, услуг на рынке.
2) Распределительная функция цены — через цену регулируется распределение ресурсов между отраслями и сферами производства.
- Если спрос на товар выше предложения, то цена на товар повышается, и производители товара могут иметь дополнительную прибыль.
Это будет привлекать в отрасль, производящую прибыльный товар, других производителей и дополнительные ресурсы из тех отраслей, где прибыль ниже.
- Затем рынок насыщается данными товарами, цены и прибыль на них падают, а ресурсы перетекают в другие, более прибыльные, отрасли.
Это и есть механизм регулирования пропорции производства, действующий через закон цен.
3) Информационная функция цены — проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства.
4) Стимулирующая функция цены — проявляется в экономической заинтересованности предприятий.
Производитель товара вынужден продавать свой товар по установившейся рыночной цене.
- Если себестоимость данного товара гораздо меньше в сравнении с рыночной ценой, то производитель может получить дополнительную прибыль.
- Если же себестоимость данного товара приближается к рыночной цене или даже превышает ее, то производитель либо получит малую прибыль, либо потерпит убыток.
Вот почему производитель заинтересован в снижении издержек производства путем повышения производительности труда, развитии инновационной деятельности. Кроме того, в развитой рыночной экономике высокая конкуренция вынуждает производителя не только снижать себестоимость, но одновременно повышать качество, дизайн, сервисное обслуживание;
5) Функция обеспечения доходности производителя — предприятие стремится установить такую цену на свою продукцию, при которой можно получить максимально возможный доход и прибыль при оптимальном выпуске продукции.
Основой формирования цены является не только себестоимость данного товара, но и оптимальная прибыль, позволяющая предприятию осуществлять расширение производства и материальное стимулирование собственника и трудового коллектива.
Новости курсов SEO
- Что скрывается за бесплатным seo-аудитом? Август 25
- SEO для начинающих: провал копирайтера Март 15
- Как в Минске «оптимизируют» сайты — реальная история Январь 11