Функции и задачи прогнозирования и планирования производства
- Дмитрий Разахацкий
- Май, 15, 2015
- Статьи по менеджменту
- No Comments.
В Республике Беларусь действует Закон «О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Республики Беларусь».
Согласно Закону, прогноз социально-экономического развития – это система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах развития в будущих периодах.
Прогнозирование осуществляется на разные периоды времени:
— на долгосрочную перспективу – стратегия устойчивого развития на 15-10 лет;
— на среднесрочную перспективу – программа социально-экономического развития на 5 лет;
— на краткосрочный период – годовой прогноз социально-экономического развития.
Прогноз – это предсказание, предвидение развития или исхода конкретного процесса. Прогнозирование является предплановым аналитическим этапом. Научный экономический прогноз представляет собой систему вероятностных оценок возможных путей и результатов экономического развития в определенном будущем периоде времени.
Прогнозирование деятельности предприятия – это определение его долговременных путей развития с учетом возможных изменений на рынке продукции и ресурсов, экологических, социальных, внешнеэкономических факторов. Прогноз определяет стратегию, направления будущего развития предприятия.
Задача прогнозирования заключается в том, чтобы подготовить предприятие к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятным воздействиям случайных факторов рынка.
Разработка прогнозов включает ряд этапов:
— оценку перспективных тенденций развития внешней среды (рынка, научно-технического прогресса, общей экономической ситуации в стране и т. д.);
— выявление благоприятных и, наоборот, негативных тенденций в ее развитии;
— определение потенциальных возможностей развития предприятия, выработку его долгосрочных задач;
— разработку программы действий и нахождение источников ее финансирования.
План – это определенный порядок, последовательность осуществления намеченной на конкретный период программы, прогноза. План составляется на основе заключения хозяйственных договоров, с указанием конкретных объемов продукции, работ, расчетом необходимых материальных и трудовых ресурсов для выполнении намеченного объема продукции. План предполагает конкретные организационно-технические мероприятия с указанием сроков их выполнения, ответственных за их выполнение.
Планы тесно связаны с прогнозированием. Если прогноз определяет, что может произойти в будущем периоде при определенных условиях, то план намечает, что надо практически осуществить для достижения прогнозируемых целей.
На предприятии планирование включает прежде всего выполнение технико-экономических расчетов, разработку и обоснование необходимых нормативов, технико-экономических показателей как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям.
Непременное условие эффективного планирования – знание экономических законов. Например, закон стоимости требует, чтобы цена товара устанавливалась исходя из общественно необходимых затрат на производство продукции. Закон накопления требует часть прибыли использовать для расширенного воспроизводства капитала, то есть для приобретения новой техники, модернизации. Закон повышающей производительности труда требует уменьшать трудовые затраты на производство каждой единицы продукции.
Посредством планирования предприятие должно ответить на следующие вопросы:
1) какие виды деятельности надо осуществлять в планируемом периоде;
2) каковы потребности в трудовых, финансовых и материальных ресурсах, чтобы эти виды деятельности осуществлять;
3) какую отдачу можно предвидеть в результате осуществления выбранных видов деятельности?
Конечно, каждое предприятие хочет получить максимальную прибыль, но этого невозможно достичь неограниченным увеличением объема выпуска продукции. Дело в том, что предприятие не обладает неограниченным количеством финансовых средств, трудовых и материальных ресурсов. Оно может приобрести лишь определенную их сумму. Кроме того, произведенную продукцию нельзя сбыть на рынке больше того, что востребовано рынком под воздействием спроса и предложения. Вот почему предприятию для избежания потерь необходимо увязывать свои возможности и желаемые результаты. А это позволяет сделать планирование.
Планирование на предприятиях выполняет следующие функции:
— выявление потребных предприятию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства продукции;
— постановка перед трудовым коллективом конкретных производственных задач;
— четкая взаимоувязка работы отдельных подразделений и служб предприятия, согласование действий между ними;
— обеспечение максимального использования производственных факторов, роста производительности труда, высокой доходности и рентабельности.
Новости курсов SEO
- Что скрывается за бесплатным seo-аудитом? Август 25
- SEO для начинающих: провал копирайтера Март 15
- Как в Минске «оптимизируют» сайты — реальная история Январь 11