Задачи и политика ценообразования
- Дмитрий Разахацкий
- Май, 15, 2015
- Статьи по менеджменту
- No Comments.
Мы рассмотрели, как цена воздействует на регулирование рынка через механизм действия закона стоимости и закона цен. Производители товаров, работ, услуг могут заниматься процессом установления цен при обязательном условии знания этих рыночных процессов. Однако только такое стихийное изменение цен исключительно под воздействием спроса и предложения практически нигде не сохранилось. Ценообразование в любом государстве является не только функцией производителей, но и органов государственного управления.
Согласно законодательству, ценообразование — это процесс по установлению, регулированию цен и контролю соблюдения ценового законодательства со стороны юридических лиц, индиви¬дуальных предпринимателей, органов государственного управления.
В Республике Беларусь процесс ценообразования регулируется Законом «О ценообразовании», Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов» и другими законодательными и нормативными актами.
Основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:
— сочетание свободных и регулируемых цен;
— разграничение полномочий производителей продукции и государственных органов управления по установлению и регулированию цен;
— установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем производителям покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
— государственный контроль соблюдения действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен.
Поясним эти принципы. Свободная цена — это цена, устанавливаемая самим производителем под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. Однако применение только свободных цен, как было сказано выше, приводит к стихийности рынка. Для большей равномерности рыночных процессов и социальной защищенности граждан применяется регулирование цен, то есть воздействие на процесс установления и применения цен со стороны государственных органов. Регулируемая цена — это цена, устанавливаемая государственными органами, или определяемая самим производителем, но с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена может иметь фиксированную или предельную величину.
Фиксированная цена — это цена, устанавливаемая в твердо выраженной денежной величине.
Предельная цена — это цена, величина которой ограничена верхним или нижним пределами.
Фиксированные цены устанавливаются на социально значимые товары, работы, услуги в целях доступности покупателям. Предельные цены с верхним пределом устанавливаются, как правило, с помощью предельного норматива рентабельности для определения суммы прибыли, включаемой в цену.
Например, себестоимость единицы продукции составляет 5 тыс. руб., а предельный норматив рентабельности, установленный государственными органами, 30%. Тогда цена составит:
Ц = 5 + 5 * 0,3 = 6,5 тыс. руб.
Но могут устанавливаться и предельные цены, имеющие нижний предел. В настоящее время Постановлением министерства экономики от 29.03.2000г. утверждены предельные минимальные цены поставки товаров на экспорт в страны СНГ и дальнего зарубежья. Ниже этой цены экспортеры не имеют права продавать товар за границу. Это сделано в целях защиты производителя товара и обеспечения ему безубыточности.
Регулирование осуществляется также и декларированием цен. При формировании отпускных цен и тарифов предприятие обязательно составляет плановую калькуляцию с расшифровкой статей затрат. Отпускные цены, утвержденные руководителем предприятия, помещаются в прейскуранты, согласовываются с по¬купателями в протоколах согласования цен, договорах на поставку продукции. Информация об уровне отпускных цен направляется в органы ценообразования. Таким образом, государство осуществляет контроль над необоснованным завышением цен.
Принцип разграничения полномочий заключается в том, что государство устанавливает лишь минимальное количество цен, в основном этим занимаются сами производители продукции. Государственные же органы ценообразования ставят перед собой задачу регулирования и контроля.
О необходимости регулирования и контроля цен со стороны государства говорит опыт многих стран. Так, в США государством регулируется от 5 до 10% цен, в Японии — до 20% потребительских цен. Во Франции прямым регулированием охвачены цены на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги и другие товары и услуги монопольных производителей. В Австрии регулируется около 10% цен.
В Швеции постоянно ведется контроль движения уровня цен в стране, учитывается динамика инфляции, степень конкуренции, социальная значимость товаров и услуг. При обострении инфляции контроль над ценами ужесточается. В 1973-1974 г.г. и 1980-1981 г.г., когда инфляция составляла соответственно 12-14 и 10%, госконтролю подвергались все цены, особенно на товары из импортного сырья и компонентов.
Однако регламентация цен, осуществляемая в странах с развитой экономикой, основана на высокой степени конкуренции. Жесткая политика регулирования относится, как правило, лишь к монопольным корпорациям, например, к сфере инфраструктуры и другим базовым отраслям экономики. Методы жесткого регулирования не относятся к банкам, страховым компаниям, государственным и смешанным предприятиям в области нефтедобычи и нефтепереработки.
В Республике Беларусь пока наблюдается жесткое государственное регулирование цен и многочисленные ограничения в области ценообразования. Они не способствуют развитию действительно рыночных отношений, ставят в тяжелое положение промышленность, сельское хозяйство, сферу услуг и т. д. Многие цены не обеспечивают производителям покрытие затрат на производство. Цены не работают должным образом на экономику, не содействуют ее стабилизации. Будем надеяться, что с развитием рыночной экономики, конкуренции государственные органы будут сокращать область регулируемых цен и функции цены заработают в полную силу.
Новости курсов SEO
- Что скрывается за бесплатным seo-аудитом? Август 25
- SEO для начинающих: провал копирайтера Март 15
- Как в Минске «оптимизируют» сайты — реальная история Январь 11