Ближайший seo-курс: по согласованию (Минск, РБ). Звоните +375 29 6534071

Home » Статьи по менеджменту » Финансовое планирование

Финансовое планирование

Финансовое планирование – обязательный элемент управления предприятием. Это – процесс научного обоснования, прогнозирования движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Продуктом финансового планирования являются финансовые планы, прогнозы, задания. В зависимости от сроков составления они делятся на перспективные, текущие (годовые) и оперативные.

Перспективные финансовые планы разрабатываются на длительный период. Характеризуются укрупненными показателями, отражают основные источники доходов и основные направления расходов. Перспективные планы разрабатываются крупными предприятиями, объединениями, концернами в основном государственной и акционерной форм собственности. В условиях инфляции, разрыва устойчивых договорных связей между предприятиями, постоянного изменения законодательства значимость перспективных планов утрачена. В настоящее время основной формой управления финансовыми ресурсами предприятий являются годовые (текущие) планы.

Годовой финансовый план – это важнейший документ, определяющий движение финансовых ресурсов, взаимоотношения с бюджетом на предстоящий год.

В настоящее время финансовый план составляется, как правило, в форме баланса доходов и расходов и состоит из трех частей:

1) доходы и поступления;
2) расходы и отчисления;
3) взаимоотношения с бюджетом и вышестоящей организацией.

В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражаются доходы в развернутой форме:

— доходы от основной деятельности;
— доходы, полученные по взаиморасчетам с другими предприятиями связи;
— прибыль от вспомогательных производств;
— амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;
— выручка от реализации выбывшего имущества;
— доходы от ценных бумаг, принадлежащих предприятию;
— доходы от сдачи имущества в аренду и др.

Во втором разделе «Расходы и отчисления» представлены следующие показатели:

— затраты на производство и реализацию услуг связи;
— источники финансирования капитальных вложений;
— социальные нужды предприятия;
— погашение банковских кредитов и др.

В третьем разделе «Взаимоотношения с бюджетом и вышестоящей организацией» есть два подраздела – «Платежи» и «Ассигнования». В платежах отражаются налоги из прибыли в государственный и местный бюджеты, отчисления в централизованные отраслевые фонды. В ассигнованиях отражаются ассигнования из госбюджета, из централизованных отраслевых фондов, дотации из вышестоящей организации на покрытие планового убытка предприятия.

В результате составления баланса доходов и расходов итоги по статьям «Превышение доходов над расходами» и «Превышение платежей над ассигнованиями» должны быть равны.

Баланс доходов и расходов составляется на год с поквартальной разбивкой, чтобы учесть возможные колебания поступлений и расходов по отдельным кварталам. К нему прилагаются отдельные специальные таблицы, расчеты, обосновывающие статьи финплана: расчет поступлений выручки, план прибыли и ее распределение, расчеты по каждому виду налогов и сборов, план финансирования капитальных вложений и ремонта, сметы расходов на содержание объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятия.

В ходе выполнения годового плана могут появляться новые условия, которые невозможно предусмотреть заранее. Поэтому на предприятии должно осуществляться оперативное финансовое планирование. Оно включает в себя составление оперативных финпланов, разработку и доведение до цехов, служб основных финансовых показателей, контроль их выполнения, достижение сбалансированности в короткие промежутки времени.

Основным видом оперативного плана является платежный календарь, который представляет собой баланс поступлений денежных средств и их расходования. Он позволяет выявить несоответствие между предполагаемыми платежами, расходами и поступлением денежных средств. Платежный календарь составляется на месяц с разбивкой на более короткие сроки. В расходной части показываются предстоящие на данный период расходы: заработная плата, налоги, суммы погашения банковских кредитов и процентов, ремонт, платежи поставщикам сырья, другие обязательства предприятия. Во второй, расходной, части отражаются все возможные поступления денежных средств в течение месяца: выручка от реализации продукции (услуг), другие доходы, поступление дебиторской задолженности от должников и др.

Общая сумма поступлений сравнивается с расходами и выявляется несоответствие между предстоящими платежами и предполагаемыми поступлениями. В случае превышения расходов над доходами срочно принимаются меры по сокращению расходов, передвижения некоторых из них на более поздние сроки, усиливается работа по взысканию задолженности с потребителей продукции предприятия. Если этих мер недостаточно, то предприятие может взять краткосрочный кредит или просить помощи у вышестоящей организации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.