Ближайший seo-курс: по согласованию (Минск, РБ). Звоните +375 29 6534071

Home » Статьи по менеджменту » Тарифы на услуги связи. Основы их построения. Виды тарифов

Тарифы на услуги связи. Основы их построения. Виды тарифов

Тарифы являются разновидностью цен и устанавливаются на продукцию, не имеющую вещественной формы, а представляющую собой услуги: транспортные, услуги отрасли энергетики, бытовые услуги, услуги связи. Другими словами, тариф — это денежное выражение стоимости платной услуги.

Тариф, как и цена на промышленную продукцию, строится так, чтобы возместить предприятию текущие затраты на производство услуги и обеспечить необходимый размер прибыли для собственника, развития материально — технической базы и поощрения работников. Кроме того, в состав тарифа должны быть включены косвенные налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством.

Можно записать символическое выражение тарифа на услугу связи:

Расчёт тарифа на услугу связи

В себестоимость услуги включаются все затраты по предоставлению услуги: затраты на оплату труда, материальные затраты, амортизационные отчисления, прочие производственные и хозяйственные расходы. Состав себестоимости подробно изучался в этом разделе нашего сайта. Однако, в отличие от цены на промышленную продукцию, в составе себестоимости услуги отсутствуют затраты на сырье. Кроме того, если промышленное предприятие включает в себестоимость только стоимость ресурсов, затраченных им самим, то в тариф на услугу связи включаются затраты на передачу сообщения на всех этапах: исходящем, входящем, транзитном, даже если эти этапы обслуживают разные предприятия. Тариф же предъявляется к оплате клиенту только на исходящем этапе, и доходы от предоставления данной услуги принадлежат исходящему предприятию.

Сумма прибыли, входящая в состав тарифа, должна устанавливаться исходя из принципа обеспечения доходности предприятия. При этом надо ориентироваться на плановый или рекомендуемый органами ценообразования уровень рентабельности:

Расчёт суммы прибыли

Отсюда можно рассчитать сумму прибыли в составе тарифа:

Расчёт суммы прибыли в составе тарифа

Уровень рентабельности не должен быть единым для всех видов тарифов и всех групп потребителей. Его дифференцируют в зависимости от потребительской ценности и социальной значимости услуги. Дня населения целесообразно устанавливать минимальный уровень рентабельности, при установлении свободных договорных тарифов — повышенный уровень.

В состав тарифа, как было сказано выше, включаются также косвенные налоги и сборы. Налоговое законодательство очень динамично, и состав таких налогов периодически меняется. Следует только отметить, что постоянным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, которым облагаются обороты по реализации услуг связи. Однако надо помнить, что этот налог не включается в тарифы на услуги связи, предоставляемые населению.

Для усвоения принципа формирования тарифа на услугу связи в таблице 2.1 представлен расчет свободного тарифа с включением в него налогов, действующих в 2005 году.

Таблица 2.1 – Формирование свободного тарифа на услугу связи
(цифры условные)

Наименование показателей

Алгоритм

Расчет

Сумма,
руб.

1 Полная себестоимость услуги
2 Прибыль, включенная в цену (уровень рентабельности услуги составляет 100%)
3 Целевой сбор в местный бюджетный

стр.1. * 100

100

(стр.1+стр.2) * S

100 – S

1000 * 100

100

(1000+1000) * 1,15

100 – 1,15

1000

1000

23

жилищно — инвестиционный фонд и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда

4. Отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожный фонд

(стр.1+стр.2+стр.3)*S

100 – S

(1000+1000+23) *3

100 – 3

63

5. Тариф без учета налога на добавленную стоимость (НДС)
6. НДС

7. Тариф с учетом НДС

стр.1 + стр.2 +
+ стр.3 + стр.4

стр.5 * S

100

стр.5 + стр. 6

1000 + 1000 +
+ 23 + 63

2086 * 18

100

2086 + 375

2086

375

2461

Далее приведена классификация тарифов.

В зависимости от вида потребителей тарифы подразделяются наследующие группы:
— тарифы на услуги связи, оказываемые предприятиям, учреждениям, организациям;
— тарифы на услуги связи, оказываемые населению.

Тарифы для населения устанавливаются гораздо ниже тарифов для юридических лиц с целью социальной защиты населения. Такая составляющая, как себестоимость, одинакова для всех категорий потребителей, так как, кому бы ни предоставлялась услуга, предприятие связи несет одинаковые затраты. А вот уровень рентабельности тарифа для юридических лиц гораздо выше, чем для населения. Кроме того, как сказано выше, в тарифы для населения не включается НДС. Для некоторых категорий населения тариф может устанавливаться даже ниже себестоимости, а иногда услуга предоставляется бесплатно.

В зависимости от степени регулирования тарифов государственными органами ценообразования тарифы подразделяются на регулируемые и свободные (договорные).

В основном тарифы являются регулируемыми. Их разрабатывает Министерство связи и согласовывает с Министерством экономики. В основу регулируемого тарифа кладется среднеотраслевая себестоимость услуги, величина которой зависит от различных факторов. Тарифы на пересылку посылок и бандеролей устанавливаются в зависимости от их веса и объявленной ценности; тарифы на передачу телеграмм — от расстояния; тарифы на междугородные телефонные разговоры — от расстояния; абонентская плата за телефон — от вида аппарата: основной, дополнительный, спаренный, коллективный, индивидуальный.

Тариф устанавливается на единицу услуги. Например, в телеграфной связи — за каждое слово в телеграмме; в междугородной телефонной связи — за каждую минуту разговора; в городской телефонной связи — за один аппарат и за каждую минуту разговора; в почтовой связи — за единицу веса посылки, бандероли или письма с объявленной ценностью.

Кроме среднеотраслевой себестоимости, в регулируемый тариф включена прибыль, величина которой регулируется органами ценообразования по той причине, что предприятия связи являются естественными монополиями в сфере услуг связи. Верхний предел уровня рентабельности не должен превышать установленной величины.

Например, если предельный уровень рентабельности составляет 30%, а себестоимость услуги — 200 руб., то в тариф включается прибыль в размере 60 руб.: (200 * 30 /100).

Регулируемые тарифы публикуются в прейскурантах и меняются централизованным порядком — Министерством связи. Изменения вызваны тем, что меняется величина затрат на производство услуги: повышаются тарифы на электроэнергию, транспортные перевозки, топливные ресурсы, повышается размер минимальной заработной платы, и. как правило, меняются ставки и оклады работников. Рост тарифов является следствием роста цен на промышленные и трудовые ресурсы, поэтому тарифы связи повышаются позже промышленных цен.

Большинство тарифов в отрасли связи — регулируемые. Однако на некоторые виды услуг разрешено устанавливать свободные тарифы, которые формирует само предприятие связи. Прибыль в составе свободного тарифа не ограничивается предельной величиной, а устанавливается исходя из конъюнктуры рынка, значимости услуги, ее востребованности, современности. Величина свободного тарифа устанавливается по договору с клиентом и носит название договорного тарифа. Такие тарифы устанавливаются, например, на экспедирование периодических изданий; продажа акций различных акционерных обществ; оплата каналов ТВ и звукового вещания за передачу коммерческих программ.

В зависимости от того, как тариф соответствует действительной стоимости услуги, тарифы делятся на четыре группы:

общие (обычные) — устанавливаются на основе действительной стоимости услуги, являются наиболее распространенными и охватывают все виды платных услуг связи. Принципы их образования раскрыты выше;
повышенные (срочные) — устанавливаются выше, чем общие тарифы на одноименные услуги.
Величина себестоимости в общих и повышенных тарифах одинакова, однако величина прибыли в повышенных тарифах выше из-за улучшенных качественных свойств: ускоренной передачи сообщения, внеочередного предоставления услуги. Например, тариф на передачу срочной телеграммы в 3 раза выше обычной; тариф на установку телефона вне очереди в несколько раз выше обычного;
льготные (пониженные) — устанавливаются ниже общих тарифов.
Разрешается применять пониженные тарифы на местные переводы с оплатой за приватизацию жилья, отправляемые населением в адрес исполкома Совета депутатов; временная установка телефонного аппарата на ограниченный срок оплачивается со значительной скидкой.
Установка телефонного аппарата по льготному тарифу производится для следующих категорий населения: участников войн, семей погибших в Афганистане, инвалидов труда 2-ой группы, узников концлагерей и др.
Для некоторых категорий населения вообще устанавливаются бесплатные услуги. Например, установка телефонного аппарата у инвалидов 1-ой группы, участников Великой отечественной войны, достигших 70-летнего возраста; пересылка простых писем и карточек военнослужащими срочной службы; пересылка бандеролей с книгами, магнитофонными записями для слепых.
Цель установления льготных тарифов — социальная защита населения, повышение доступности услуг связи для социально уязвимых категорий потребителей. Компенсация предприятию связи убытков, связанных с применением льготных тарифов, осуществляется из отраслевого инновационного фонда;
тарифы на дополнительные услуги связи — такие услуги устанавливаются с целью улучшения потребительских свойств основной услуги связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.